Экзамен
К экзамену допускаются студенты, полностью выполнившие предусмотренные рабочей программой занятия и работы.
Критерии оценок:
-
удовлетворительно – надо понимать все термины (словарный запас) дисциплины и знать основные закономерности, принципы, методы анализа (знать грамматику дисциплины);
-
хорошо – все предыдущее + выкладки, доказательства, рассуждения;
-
отлично – все предыдущее + владеть материалом, т.е. уметь рассуждать, сопоставлять, делать выводы по поводу того, что между строк учебников, решать чуть усложненные задачки или отвечать на вопросы, требующие сообразительности.
Порядок проведения экзамена :
-
Сначала тест, по результатам которого компьютер "выставляет" двойки, тройки или предоставляет право претендовать на высокую оценку.
-
Если "да", то беседа по билетам или решение не примитивной задачи. Примеры таких задач (возможно с подсказками) для самопроверки доступны через страницы соответствующих дисциплин. В принципе, попытка может стать неудачей и обернуться двойкой.
-
Полезно учитывать, что усвоить терминологию дисциплины архи важно и не сложно. Важно: а) потому, что это действительно важно, б) потому, что самый распространенный приемчик препов при проверке бедолаг «на вшивость» -- это спросить: «А скажите мне, голубчик, что мы понимаем под … ?». Не сложно, потому что термины и стоящие за ними характеристики в информационном (смысловом) отношении это что-то компактное, четко определенное и ограниченное, как кирпич в строительстве. Термины дисциплины любой студент может(!) понимать не хуже преподавателя или корифея науки. Хотите убедиться? Пожалуйста! «Что такое гармоника?» –спрашивает вас преподаватель. «Временная зависимость s(t) = A cos(wt+j) называется гармонической, причем А – это амплитуда, а j – это начальная фаза гармоники». Такой ответ нельзя не признать исчерпывающим, поскольку термин гармоника ничего больше не содержит. Или вас спрашивают, что называют спектром сигнала. «Произвольный периодический сигнал может быть представлен как сумма гармоник разных частот s(t) = S An cos(wnt+jn). Совокупность комплексных амплитуд Sn = An exp(j jn) называют спектром сигнала. У апериодических сигналов спектр сплошной S(w) и сумма переходит в интеграл» – говорите вы. И преподаватель с удовольствием обнаруживает, что о спектре как термине вы знаете ровно столько, сколько он. Конечно, он еще знает, что спектр прямоугольного импульса имеет вид (sin(wt))/wt , а спектры ЧМ или ФМ при гармонической модуляции связаны с функциями Бесселя и т.д. Но это уже не термины и определения. Это некие закономерности и свойства. Или «Что такое волновое сопротивление среды?» -- «Это коэффициент пропорциональности между значениями комплексных амплитуд Е и Н э. м. поля, свободно распространяющегося в среде». Ничего более.
-
Конечно, экзамен процедура волнительная, ответственная и едва ли приятная. Но открою секрет: преподаватель не заинтересован ставить двойки. Ему надо, он искренне хочет, чтобы ваш ответ давал юридическое основание поставить положительную оценку. Это серьезно. Дело за вами.
-
На экзамен следует одеться чуть торжественно или обыденно (но опрятно). Не правильно нарядиться ярко, еще хуже вычурно. Фрак или вечернее платье с глубоким декольте (или даже без него) едва ли уместны на экзамене.
-
Отвечать надо спокойно, в меру громко и уверенно. Конечно, преподаватель старается быть объективным и оценивать только знания, отрешаясь от эмоциональных факторов. Но согласитесь, если студент или студентка жует жвачку, шмыгает носом, сидит в развалку, говорит с апломбом или нахраписто, то сами эти манеры свидетельствует о примитивности и вероятнее всего о скудности ума. Словом, экзамен – это еще и прекрасный повод для тренировки хороших манер.